123

Как определяется наценка на товар по Шариату?

20.02.2013

Бизнес по российски

Ответить на этот вопрос мы попросили преподавателя кафедры исламского права, заведующего международным отделом Казанского исламского университета (РИУ) Рустема хазрата Нургалиева.

— Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить, как разъясняет торговлю исламское право. По фикху торговля определяется как взаимообмен товаров по взаимосогласию. В основе этого лежит аят из Корана: «О, вы, которые уверовали, не пожирайте имущества друг друга несправедливо, не имея на это никакого права; но вы можете совершать между собою торговые сделки по взаимному согласию…» (4:29).

Всевышний четко определил, что такое торговля. Одна из важнейших составляющих торговли – это принцип взаимосогласия. Что такое взаимосогласие? Это значит, человек согласен отдать свои деньги за этот товар. Обратите внимание, покупатель согласен отдать деньги за товар. Его никто не принуждает, никто не заставляет. Все происходит по обоюдному согласию сторон. А если такая ситуация, когда человек нехотя отдает свои кровные? Нет-нет, не из-за своей прихоти, а просто, реально оценив обстановку, он видит, что обстоятельства его вынуждают купить эту вещь за такую сумму. Значит, есть некие обстоятельства, которые вынуждают его согласиться на эту большую сумму. Кажется, с его стороны его довольство не вполне полноценно. Не так ли? Например, мне продают кусок хлеба за 4 тысячи рублей. Но нет альтернативы, я не могу где-то купить дешевле. Вообще невозможно где-либо купить хлеб дешевле. Я недоволен ценой! Получается, что эта сделка не является торговлей? Нет, это торговля! Доказательство сделки и довольство мое в том, что я сам протягиваю продавцу деньги за этот товар! Я сам соглашаюсь на эту сумму, даже если все мое нутро протестует против этого. По букве закона, по тому определению, которое мы с вами выше упомянули, это торговля. И те 4 тысячи, что продавец взял с меня за этот кусок хлеба, ему халяль. У меня деньги не отбирали. Да, обстоятельства вынудили. В этой ситуации уместно будет объяснить понятие монополии в торговле. В исламском праве говорится, что обладатель власти, местная законная власть, местное управление должны регулировать и контролировать торговлю, чтобы людям не причинялось подобное. Есть органы с такими функциями, называются они по-разному. Мухтасиб, например. Он наблюдает за выполнением законов шариата. Есть в исламском праве такое понятие, как назаруль мазалим, то есть смотрящий за грехами. Иначе говоря, исламский полицай. Если мы рассмотрим систему исламского политического строя, то есть то, как устроено государство, среди султанов, амиров и прочих, в самом низу государственной иерархии увидим должность назаруль мазалим. Он регулярно навещает рынок и смотрит, кто, что и почем продает. Как только он почувствует, что, например, на рынок перестали поступать изюм и курага, а на горизонте появился некий продавец, который является единственным продавцом изюма и кураги, он обязательно встанет возле него и скажет: «Не шали! Я имею законную власть ограничить тебя в повышении цен». Как правило, ему разрешают заработать. Продавцу говорят: ты заработаешь свое, но пользоваться ситуацией, тем, что ты единственный поставщик на рынок, и повышать цены в разы больше той, которая была ранее на рынке, мы тебе не позволим. Ты не будешь причинять боль горожанам. Я за них отвечаю… Вот такой принцип действия регулирующего органа. Он не ограничивает продавца в наценке на товар, а контролирует, чтобы не причинялся вред обществу. Иначе говоря, запрещает продавцу использовать обстоятельства и слабость человека в своих корыстных целях. Монополистом он остается, но является контролируемым монополистом.

Возвращаясь к вопросу о наценке. Посмотрим на ситуацию со стороны самого продавца. Если он мусульманин, богобоязненный человек, то он боится отобрать лишний рубль у покупателя, даже с его согласия. К слову скажу, с настоящими предпринимателями-мусульманами очень приятно иметь бизнес. Когда я покупаю даже тапочки, они подробно объяснят, расскажут о всех преимуществах и негативных качествах товара. Или, допустим, когда сдают квартиру в наем, предупредят, что она находится в плохом районе, учтите, мол, это, пожалуйста. И покупателю это нравится, человек реально видит, что перед ним. Продавец полностью раскрывает товар.

Предположим, предприниматель купил товар за сто рублей, правильнее всего будет ставить наценку не более ста процентов. В некоторых книгах по исламскому праву прописывается то, что больше этого также является халяль, но деяние это порицаемо, то есть макрух. Мусульманин купил ботинки за сто рублей, продал за пятьсот. На это он имеет право, и выручка ему халяль. Но само его деяние порицаемо.

В торговле важно учесть и затраты. А они в России, сами знаете, не маленькие… Расходы на перевозку, растаможивание, оформление, сертификацию и т.д. и т.п. Правильнее всего будет применение такого алгоритма. Стоимость товара, затраты на транспортировку, аренда склада, торгового зала и т.д. и т. п. — все это суммируем. И к этой сумме прибавляем еще 100 процентов номинальной стоимости товара. Вот механизм образования нормальной цены на товар. А если мы к этой сумме прибавим не сто, а больше, это разрешено, но порицаемо. Торговля — очень сложная процедура. Есть товары, которые лежат на полке сезон и продаются долго, и такие, которые «уходят» за день-два. Допустим, если предприниматель торгует хлебобулочными изделиями, то они лежат на полке гораздо меньше, чем другие товары. И соответственно, в выручке от реализации хлеба доля аренды меньше, чем за другой товар. Это тоже надо учитывать при закладывании цены.

0

Создание и продвижение сайтов
Информационные Технологии.

При использовании информации с сайта гиперссылка обязательна.
Все права защищены © 2012 Халяль Гид (16+)