123

По закону и Шариату (часть вторая)

31.05.2013

Исламские финансы

И если люди будут торговать между собой, проявляя чистосердечие и отдавая сполна свое имущество, даже такое, которое нравится им самим, то, скорее всего, Аллах даст рост в их торговле, имуществе и в том, что они зарабатывают. Но если они будут строить свою торговлю на обмане, мошенничестве, то при этом они обманут только самих себя, ведь, может быть, Аллах даст им прибыль до определенного времени и возвысит, а потом заберет все это по причине мольб притесненных ими людей. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Муазу ибн Джабалю, когда посылал его в Йемен забирать у мусульман то, на что имеет право Аллах (Передается от Ибн Аббаса): «… а если они и в этом подчинятся тебе, то тебе запрещено брать их лучшее имущество, и бойся мольбы притесненного, ведь поистине, между этой мольбой и Аллахом нет преграды». («Сахих» аль-Бухари, 1401, 4000; «Сахих» Муслима, 27).

Как указывалось выше, Ислам значительное внимание уделяет достижению положительного результата договором – достижения довольства сторонами во имя Аллаха. Основа в этом слова Аллаха о достижении довольства: «Путем торговли по обоюдному вашему согласию» (ан-Ниса 29), а также слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не дозволено имущество человека мусульманина кроме как с благой душой» (Ахмад 5/72).

Когда наступит довольство, в какой бы форме это не было, то будет достигнуто желаемое. На это указывают слова ибн Кудамы, да смилуется над ним Аллах, который сказал: «Поистине, Аллах дозволил торговлю и не определил ее форму, поэтому нужно возвращаться к «урф» (к тому, как принято это совершать в этом народе или местности), не было передано ни от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ни от его сподвижников, да будет доволен ими Аллах, формы «Отдал и принял», вместе с тем, что торговля была распространена среди них…» (аль-Мугни -3/60-62).  Иными словами, довольство стороны по договору может быть выражено различно, в том числе «путем давания», которое указывает на довольство (пример: если человек хочет купить хлеб и цена его известна, то он просто берет хлеб и отдает известную цену).

Стороны договора должны обеспечивать безопасность сделки как в отношении себя лично, так и в отношении своего партнера. Как передает Абу Хурайра то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал опасную торговлю.

3. Договор должен заключаться сделкоспособными сторонами. Сделки, совершаемые с пороками в субъектном составе, недействительны (ст.ст. 171-176 ГК РФ).

В исламском праве выдвигается как минимум три требования к сторонам сделки, при одновременном соблюдении которых мусульманский договор будет действительным: совершеннолетие, разумность и сознательность.

Сделка слабоумного является недействительной. Так как в хадисе говорится (передается от Аиши), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не будет спрошено за совершенные дела у трех людей: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет совершеннолетия; слабоумного, пока не станет разумным, либо не выздоровеет» («Сунан» ан-Насаи 3378; «Сунан» Абу Дауда, 3822). Так же недействительна в своей основе сделка ребенка, не достигшего совершеннолетия (совершеннолетие наступает с достижением половой зрелости).

Недействительность сделки слабоумного и несовершеннолетнего не зависит от факта установления опеки над данным лицом, ибо Аллах сказал: «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах создал для вашего существования» (Сура «Женщины», 5).

 

Гарар(неопределенность) – запрещен!

 

4. Договор, предмет и иные существенные условия которого не согласованы сторонами, признается незаключенным и не влечет каких-либо правовых последствий (ст. 432 ГК РФ).

Ислам также признает недействительными сделки, которые совершенны в отсутствие определенности сторон в отношении предмета (то есть «сделки с гараром»). Так, по общему правилу, запрещены в Исламе продажа «будущих вещей» (например будущего потомства от быка, или еще не рожденного верблюжонка, или непойманной птицы и рыбы).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил продажу урожая до того, как он поспеет, или должны быть оговорены условия форс-мажорных обстоятельств. Подобным же образом он запретил продажу колосьев зерновых культур до их созревания и без предоставления гарантии в случае их порчи, сказав: «А если Аллах не уродит плод, то, как вы можете взять плату у своего брата?!»

Однако не всякий гарар запретен, так как в некоторых сделках практически невозможно исключить элементы гарара, как, например, при покупке дома, в котором невозможно определить внутреннее состояние его фундамента и стен. Но сделки с «грубым  гараром», которые приводят к конфликтам и спорам или незаконному приобретению чужого имущества, являются запретными.

Если вероятность неопределенности (гарар) мала, сделка не запрещена. Обычно это касается общепринятых способов реализации, например, разрешается продавать несобранный урожай корнеплодов типа моркови, лука, редиса и тому подобных. По мнению имама Малика, все подобные сделки по продаже товаров первой необходимости, при которых элементы гарара минимальны, разрешены.

Определение параметров предмета договора допускается также и «по образцу». В этом случае товар становится известным продавцу и покупателю путем показа или описания. (Необходимо, чтобы товар был виден или описан, как например, если на витрине стоит оригинал и есть точно такой же товар в коробках и продавец говорит: «В коробке то же самое, что и на витрине»).

5. Договор должен быть заключен в надлежащей форме. Несоблюдение формы договора, в случаях предусмотренных законом, влечет его недействительность (ст. 162 ГК РФ) 

Современные мусульманские правоведы не ставят жестких условий, касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Согласие сторон на вступление в договор, условия договора могут быть выражены в документе, устно и в виде неофициального письма (в старые времена).

Тем не менее, Священным Кораном предписано заключение договоров в письменном виде с присутствием свидетелей. Сказано: «О, те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь, друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишите ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писцу и свидетелю. Если же вы поступите таким образом, то совершите грех. Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас. Аллах ведает обо всякой вещи» [Коран, (2:282)].

6. Договор, предполагающий распоряжение чужим имуществом, без согласия его собственника, противоречит закону (ст. 35 Конституции РФ, ст.ст. 1,235 ГК РФ)

Чтобы человек владел тем имуществом, которое он продает или заменяет владельца товара, нельзя распоряжаться чужим имуществом, так как Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путем торговли по обоюдному вашему согласию» (ан-Ниса 29), а также сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Хакиму ибн Хазаму, да будет доволен им Аллах: «Не продавай того, что не является твоим» (Достоверный на основе свидетельств других хадисов, передает Абу Дауд 3503).

Но здесь возникает один известный в праве Ислама вопрос продажи излишнего (бай‘ фудулий), к которому у ученых ислама нет единого подхода. Возникает вопрос: «Если кто либо взял имущество, ему не принадлежащее, и совершил с ним сделку без ведома собственника, а потом собственник имущества эту сделку утвердил — будет ли эта сделка действительной?».

Некоторые высказали мнение (ученые ханафитского и маликитского мазхабов), что такая сделка будет действительной, но только в случае последующего утверждения ее собственником, иначе такая сделка недействительная и имущество возвращается законным владельцам.

 

Шариат запрещает продавать собак и кошек

 

7. Договор, предполагающий оборот вещей с нарушением установленных законом ограничений их оборотоспособности, недействителен (ст.ст. 129, 168 ГК РФ).

В отношении объектов договоров (товаров, работ  и т.п.) Ислам выдвигает требование дозволенности и способности приносить общую пользу, но не для некоторых нужд. Так, например, запрещено  продавать алкоголь, так как его использование является запретным, а также нельзя продавать те вещи, в которых нет пользы, как например насекомые (примечание: если есть польза от этих насекомых, то разрешено торговать ими, как например ящерица и ежик, их мясо дозволено к употреблению в пище, поэтому разрешено продавать их, а также шелкопряд и пчелы, первый производит шелк, а второй мед, поэтому разрешена торговля ими). Также то, что не несет в самой себе пользу, а используется только для некоторых нужд, как охотничья собака, которая приносит пользу только в охоте, но не приносит пользу в общем, поэтому нельзя торговать ею, а также опираясь на общие запреты, один из них от Джабира ибн АбдуЛлах, да будет доволен ими Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал ставить цену собаке и кошке» (Сахих Муслим, 1569).

8. Мусульманский договор не может содержать условия, предполагающие ростовщичество.

Данное условие является широкоизвестным и во многом  опирается на слова Всевышнего Аллаха «А Аллах разрешил торговлю и запретил рост (т.е. ростовщичество)» (Корова, аят 275). Известным также является и факт дозволенности ростовщических операций в законодательстве России. В частности ст.ст. 319, 395, глава 42 ГК РФ «Договор займа и кредита», обеспечивают такую возможность. Данное противоречие является принципиальным и требует от законодателя выработки новых правовых решений. В настоящее время мусульмане-предприниматели должны избегать ростовщических условий в договорах (штрафов и пени).

В заключении, считаем необходимым обратить внимание читателей на уникальность механизма взаимодействия светского права России и мусульманского гражданского права, основанного на величайшем наследии человечества – Священном Коране и Сунне Пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует. Сделанный в настоящей статье обобщенный анализ одного из аспектов такого взаимодействия, наглядно демонстрирует серьезный потенциал гармонизации двух правовых систем с точки зрения правового и юридико-технического совершенствования.  Широкие правовые перспективы открываются и с позиции повышения эффективности права как регулятора социально-экономических отношений, как элемента общесоциальной системы регуляции.

В сфере договорного права России реализация принципов ислама позволяет большее внимание уделять взаимным интересам сторон, положить в основу договора  не дух соперничества, а идею сотрудничества во имя общего интереса и блага. Конкретизация целей, реальных намерений сторон договора, минимизация неопределенности не может положительно не сказаться на развитии договорной практики.  В целом, использование мусульманских принципов в договорной практике не только дополняет светское право, но и наполняет его более высоким морально-этическим содержанием. Для мусульманина-предпринимателя соблюдение норм ислама в деловой практике представляется важнейшим условием  его поклонения, стремления достичь довольства Всевышнего Аллаха в своей жизни.

 

                                                                                                                                                                                                    Мухамад Мурад

Преподаватель Российского исламского университета

0

Создание и продвижение сайтов
Информационные Технологии.

При использовании информации с сайта гиперссылка обязательна.
Все права защищены © 2012 Халяль Гид (16+)