123

По закону и Шариату (часть первая)

20.02.2012

Предпринмат-мусульмане2

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммеду, его роду и всем его сподвижникам и последователям! Кого Аллах поведет прямым путем, тот никогда не собьется, а кого Он собьет, того никто никогда не направит на истинный путь.

Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Да не будет для меня благословенным восход солнца того дня, в течение которого я бы не обогатился знанием, приближающим меня к Аллаху». Поэтому мы просим Всевышнего, чтобы этот хадис стал девизом каждого мусульманина на пути обогащения знаниями и на благо мусульманской умме.


Соблюдение мусульманином-предпринимателем норм ислама в российской договорной практике не только возможно, но и является обязательным, ибо сказано Всевышним: «О, Вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах!» [Коран, (5:1)]. Пророк (мир ему и благословение), в свою очередь, в отношении необходимости соблюдения договоров говорил: «Мусульмане должны соблюдать договоры, кроме тех, которые превращают харам (запретное) в халяль (дозволенное), или халяль в харам» (ат-Тирмизи). Поэтому так важно обратить внимание читателей на отдельные актуальные аспекты затронутой проблемы. В действительности, мусульманину, ведущему бизнес в России, разобраться в нюансах взаимодействия двух правовых систем бывает сложно.
Необходимо отметить, что предпринимательство не только разрешено, но и всемерно поощряется и законодательством России, и исламом, ибо «Разрешил Аллах торговлю» (ст. 34 Конституции РФ, [Коран, (2:275)].
Передают со слов Абу ‘Абдуллаха аз-Зубайра бин аль-‘Аввама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, для любого из вас взять веревки, отправиться в горы, принести на спине вязанку дров и продать ее, благодаря чему Аллах убережет его (от нужды), будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые (могут) дать ему что-то, но могут и отказать» [Сахих» аль-Бухари, (1378)].
Передается от Рафига ибн Хадиджа, что когда посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) был спрошен о том, какой вид заработка лучше, он ответил: «Тот, который человек зарабатывает своими руками, а так же благочестивая торговля» («Муснад» имама Ахмада, № 16627).
Предприниматели свободны в заключении договоров. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей по договору, самостоятельно определяют любые условия договора, не противоречащие закону. Всевышним Аллахом сказано «Но вы можете совершать между собою торговые сделки по взаимному согласию…» [Коран, 4:29 ].
Предприниматели могут заключать договоры как предусмотренные, так и не предусмотренные законом (ст. 1, 421 ГК РФ).
Если же предприниматели не учли в договоре какое либо условие, отношения сторон будут регулироваться законом или обычаем делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Великий учёный ханафитского мазхаба аль-Касани говорил: «То, на что нет прямого указания в шариате, возвращается к обычаю и традиции, так как обычай является доводом и аргументом!” [«Бадаи’ ас-санаи’» 5/223].
Другой величайший ханафитский ученый Ибн ‘Абидин сказал: «С обычаем в шариате считаются и поэтому у него есть положение, к которому возвращаются”. И он также передал слова имама ас-Сархаси, который сказал: «Установленное обычаем, все равно, что установлено шариатом!” [«Расаиль Ибн ‘Абидин» 2/11].
Любой совершаемый в России договор под угрозой признания его недействительным должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Недействительна также сделка, совершенная с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст.ст. 168, 422 ГК РФ).
Представляется, что мусульмане-предприниматели дополнительно к светским правовым установлениям должны руководствоваться нормами Шариата. Светское право, в целом, не позволяет признавать договор, противоречащий нормам Шариата, недействительным. Тем не менее, недопустимость греховности в условиях договора и в его исполнении для истинно верующих участников сделки принципиальна.
Однако многие требования светского закона аналогичны требованиям Шариата. Приобретая все большее значение в деловой практике, правовые предписания Корана и Сунны Пророка могут иметь влияние на систему обычаев делового оборота (ст. 5 ГК РФ), а также могут учитываться правоприменителем при толковании текста договора (ст. 431 ГК РФ).
Какие же требования должны быть выполнены мусульманами-предпринимателями при заключении и исполнении договоров? Не претендуя на исключительность, позволим себе сформулировать на наш взгляд наиболее общие и важные из них.
1. Договор должен быть основан на свободном и правильном волеизъявлении сторон (ст.ст. 177-179, 421 ГК РФ). В Исламе договор рассматривается как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон. Условием действительности и целью каждого договора является довольство Всевышнего и довольство с обеих сторон. Торговля от принужденного без права по общему правилу является недействительной [Коран, (4:33)]. По ханафитскому мазхабу сделка под принуждением не является ничтожной, а является испорченной и приостановленной.
В стремлении к достижению довольства Аллаха и партнера по договору мусульманин должен учитывать интересы другой стороны не меньше, чем свои. Так в достоверном хадисе передается от Анаса, то, что он передал следующие слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Не уверует ни один из вас до конца, пока не будет желать своему брату по вере того же, что желает себе» («Сахих» аль-Бухари, 12).
В Исламе, впрочем, как и в праве России, большое внимание уделяется целям сделки. Сделка, совершенная с целью, противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна (ст. 169 ГК РФ) и противоречит канонам Ислама. Данные обстоятельства позволяют рекомендовать мусульманам-предпринимателям ответственно относится к формулировке преамбулы договора. Последняя должна содержать подробное описание истинного намерения сторон и цели (желаемого и достижимого результата) сделки.
2. Заключенный договор должен исполняться надлежащим образом (ст. 309 ГК РФ).
Надлежащее исполнение всегда предполагает добросовестное исполнение в полном соответствии с условиями договора, достижение целей договора. В исламе заключенный договор рассматривается как незыблемый. Обязанность соблюдать «свои договоры» рассматривается в [Коран, (5:1), (23:8)] как священная.
Мусульманину следует проявлять богобоязненность в своей торговле, и чтобы к его делу не примешивались пороки, будь то словами, либо делами.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил мусульманам обман, мошенничество, даже считал мошенничество делом, служащим причиной исключения человека из числа его последователей, как приводится в достоверном хадисе. Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо сваленных в груду продуктов и засунул в нее руку, пока его пальцы не коснулись влаги. Он спросил: «Что это, о владелец этих продуктов?» Продавец ответил: «Их замочил дождь». «А почему же ты не положил сырое сверху, чтобы это видели люди? Кто мошенничает, тот не относится к моим последователям!» («Сахих» Муслима, 147; «Сунан» ат-Тирмизи, 1236).

Продолжение следует.

0

Создание и продвижение сайтов
Информационные Технологии.

При использовании информации с сайта гиперссылка обязательна.
Все права защищены © 2012 Халяль Гид (16+)